Школа правильного видеомонтажа. 35360265
Форум студии "КРЕАТИВ Мастер"

Школа правильного видеомонтажа.

Перейти вниз

Школа правильного видеомонтажа. Empty Школа правильного видеомонтажа.

Сообщение автор Admin Ср 14 Янв 2015, 15:24

Любой фильм, прежде чем он будет годен для просмотра, требует монтажа. Этот процесс подразумевает сборку фильма из разных отдельных кадров. Специалист по монтажу должен «вырезать» все неудачные кадры, а получившиеся же, напротив, склеить в правильном порядке. Существует целый ряд правил, которые следует соблюсти при выполнении этой процедуры. Эти правила были разработаны не какими-то учеными, а самими монтажерами. С рождением кинематографа, сами собой возникли вопросы касаемо осуществления монтажа. На практике, это ремесло само раскрыло свои тайны, и позволило монтажерам обозначить определенные правила, без выполнения которых просто не обойтись. Стоит заметить, что кино радует человечество уже не один век, но те самые правила не изменились существенным образом. Самый распространенный вид монтажа, так называемый «клиповый» подразумевает «нарезку» эпизодов из нескольких видеоматериалов. Такой монтаж популярный, но отнюдь не самый сложный.

Зачастую специалисты этой сферы сталкиваются с необходимостью сделать монтаж конкретной сцены. Сложность заключается в том, что это нужно сделать таким образом, чтобы зрителю не была заметна «нарезка» из кадров и было предельно ясно, где разворачивается действие и, собственно, сама суть сцены. Конечно, иногда автор наоборот ставит задачу ввести зрителя в заблуждение.

Напомним о том, что существуют определенные правила монтажа. Например, чтобы правильно и «бесшовно» склеить кадры, следует проверить, возможно, ли это сделать с определенными кадрами. Каждый кадр должен соответствовать ряду условий. Не стоит расстраиваться, что после первой видеосъемки, вы, приступив к монтажу, обнаружите, что в вашем отснятом материале нет и двух подходящих для склеивания, кадров. Всё познается на практике, поэтому изучив правила монтажа и склеивания, вы будете знать, как наилучшим образом снимать видео в дальнейшем. Конечно, в условиях любительской съемки вам едва ли удастся соблюсти все требования и нюансы, но есть определенные способы создавать не гладкие стыки между кадрами.

Основные термины монтажа

• Съемочный кадр — это любой участок начальной видеоленты, с записью от момента нажатия кнопки "запись" до паузы, еще одно нажатие — наступает последующий съемочный кадр.
• Монтажный кадр представляет собой уже обработанный, обрезанный кадр.
• Монтажный лист требуется для контроля над каждым кадром. На этом листе отмечается подробное местоположение кадра и описание того, что именно в нем было изменено.
• Объект видеосъемки – это место, где непосредственно она осуществляется. Например, улица или квартира.
• Отснятый первоначальный материал называется исходным или «исходником».
• Мастер-кассета содержит уже готовый, смонтированный материал.
• План обозначает определенный масштаб. Немаловажный термин в осуществлении видеосъемки.

Виды планов:
1. Деталь представляет собой кадр, на котором оператор делает акцент на какой-то конкретной части лица или элемента.
2. Крупным планом снимается, в большинстве случаев, голова человека и она в кадре занимает всё место.
3. Первый средний план представляет человека по пояс.
4. Второй средний план — это изображение человека по колени.
5. Общий план — это человек в полный рост.
6. На дальнем плане человек занимает минимальную площадь. Этот вид используется для создания специального эффекта.

Монтаж по масштабу

Чаще всего мастеру необходимо произвести монтаж нескольких изображений одного и того же человека. Например, сначала персонаж нужно показать детально, сделав акцент на грустных глазах и несколько кадров постепенно отдаляющихся от глаз непосредственно на всего человека. Таким образом, оператор акцентирует внимание зрителей и на эмоциональном состоянии человека и на его внешнем виде или походке.

Одним из наиболее важных правил является то, что планы нужно менять плавно. Чтобы их смена была не остро заметна для зрителей. Например, изменив резко дальний план на крупный, автор получит лишь непонимание со стороны зрителей, которые будут судорожно пытаться понять, что создатели фильма хотели показать таким скачком. Поэтому, отдалять или приближать элементы стоит постепенно, плавно, дабы зритель не заметил стыков кадров, и воспринял всё как должное. Очень важно производить монтаж таким образом, чтобы зритель не потерялся в цепочке событий, а смог уловить суть и обратить внимание на конкретные задумки автора. Иными словами, если в данную секунду зритель должен обратить внимание именно на какой-либо элемент в правом углу конкретной сцены, то монтажер должен смонтировать все таким образом, чтобы добиться этого.

Можно с уверенностью сказать, что выбор плана исходя из необходимого масштаба, важный момент в осуществлении съемки. Прежде чем начать снимать, вы должны продумать, какого именно эффекта вы хотите добиться у зрителя и на чем сделать акценты. Снимайте человека с разного ракурса и масштаба, так как это позволит наилучшим образом осуществить монтаж.

Правило ориентации

Стоит рассказать вам еще об одном интересном и важном правиле. Оно заключается в том, что при взаимодействии двух людей, видеозапись должна производиться с одной и той же стороны их взаимодействия. Иными словами они должны располагаться друг напротив друга, чтобы зрителю было понятно, что между ними происходит диалог или иное действие. Если же съемка происходит по разные стороны взаимодействия – не будет понятно, кто с кем разговаривает и каким, таким образом, люди вообще располагаются в сцене. Это важное правило распространяется не только на сцены с диалогом или нечто подобным. Представьте, что вы находитесь на концерте, но место ваше не по центру, а, например, слева. На отснятом материале взгляд исполнителя будет направлен не в вашу сторону, а справа от вас. А если вы захотите запечатлеть зрителей, то вам придется повернуться направо. Иными словами, когда вы будете осуществлять монтаж этих кадров, то обнаружите неприятность. Она заключается в том, что и зрители и исполнитель будут смотреть в одну и ту же сторону! И если такое видео показать зрителю – он просто не поймет, куда и певец и толпа смотрит, ведь взгляд их не направлен в сторону друг друга! Подытожим: линия взаимодействия – это визуальная линия, которая проходит через оба персонажа сцены.

Правило направления

Многие из нас сталкиваются с необходимостью съемки в автобусе. Например, на автобусной экскурсии. Будучи туристом или просто приезжим, хочется заснять как можно больше достопримечательностей, красивых зданий или даже проходящих мимо обычных людей. Но находясь в условиях движущегося автобуса особо «не разгуляешься». Вы, должно быть, будете снимать и из левого и из правого окна. Интересные места и люди – это, конечно, здорово и в этот момент мы не задумываемся о предстоящем монтаже. Но задумайтесь, ведь кадр из левого окна автобуса и правого окна – не смогут стоять вместе в конечном видео. Ну, только представьте, на одном фрагменте люди идут слева направо, а в следующую секунду уже справа налево. У любого зрителя сложится впечатление, что съемка происходила с двух автобусов, которые двигаются навстречу друг другу. Для того, чтобы все таки совместить эти кадры и сделать полноценное грамотно смонтированное видео, вам следует сделать несколько кадров через переднее, лобовое стекло автобуса. Не обязательно стоять «над душой» у водителя полчаса, а достаточно снять буквально 2-3 кадра. Вы догадались, к чему я клоню? Именно эти кадры поочередно вы и будете вставлять между теми кадрами с правой и левой стороны автобуса. Таким образом, видео получится плавным и вполне логичным.

Запомните, что плавность в кадрах и их понятность – залог хорошего видеоматериала. Продумываете каждое свое действие перед нажатием кнопки «Record». Новичок должен знать, что нельзя склеивать горизонтальные панорамы, которые были сняты в разных направлениях, дабы не создать в голове зрителя ощущение сумбура.

Правило фазы движения

Монтажер по фазе движения выполняет очень долгую и кропотливую работу. Представьте, что персонаж, которого вы снимаете, ярко жестикулирует. Мало того, что вам нужно будет менять крупность планов, но если в переднем плане рука человека, например, находится около головы, то в предыдущем кадре эта рука должна подниматься. Иным словом, каждое движение должно быть зафиксировано. Фаза движения должна быть соблюдена для того, чтобы видео было полноценным и предельно понятным для своего зрителя. Зачастую, на съемочной площадке, оператору приходится снимать несколько раз один и тот же кадр сцены. Это обусловлено тем, что актеры иногда не с первого раза могут сыграть свою роль должным образом и режиссер требует переснять. Но, кроме того, несколько дублей зачастую требуется именно для монтажера по фазам движения. Так как ему требуется много кадров одного и того же кадра для создания правильной раскадровки и грамотного монтажа.
К сожалению, обычная любительская техника, а не дорогостоящая съемочная аппаратура, не может гарантировать качественную, точную склейку. Поэтому требуются промежуточные кадры. Пример их был описан в ситуации со съемкой в автобусе.

Правило смещения

Центр внимания – это расположение персонажа в кадре, которое требует внимания от зрителя. Конечно, самым распространенным видом композиции является центральная. Без нее, разумеется, не обойтись. Расположение объекта по центру кадра необходимо в некоторых случаях, да и просто удобно для съемки. Но иногда требуется сместить персонаж или объект от центра в какую либо сторону. Но не стоит забывать, что операторы снимают с разных ракурсов, соответственно могут получиться такие кадры, на первом из которых человек по центру, а на следующем он уже в правом или левом углу.

Представьте, как эти кадры будут стоять рядом при монтаже. Во-первых – это не очень красиво, когда объект «мелькает» из одной стороны в другую, а во-вторых – зритель просто будет терять персонажа из внимания на какую-то долю секунды, пока будет переводить на него взор из одной части экрана телевизора в другую. Смещение центра внимания, возможно, осуществлять, но плавно и не броско! Существует правило, которое гласит, что центр внимания может смещаться из кадра в кадр, но не более чем на одну третью часть всего кадра.

Правило освещения

В разных ситуациях существует различный уровень освещения. Вот вам ситуация на пример. Человек стоит около окна. В зависимости того, как именно он стоит, зависит степень освещения его туловища и лица. При осуществлении съемки, следует обращать внимание на то, в какой степени кадр освещен.

Кадр, в котором человек закрывает собой часть окна, абсолютно не совместим с кадром, в котором человек открыл окно и освещен гораздо больше. Резкая смена уровня света в двух кадрах подряд, говорит о неграмотности монтажера и отсутствии компетентности. Вы должны знать, что свет во всех кадрах должен присутствовать приблизительно в одном и том же количестве. Ситуация с окном решается крайне просто. В первом кадре человек должен приоткрыть окно, но при этом касаться стены, а в следующий момент он должен сделать то же самое, но в другом ракурсе. Таким образом, света будет равное количество и в первом и во втором случае. Освещение является одним из основополагающих факторов для осуществления качественной съемки и грамотного монтажа, не забывайте об этом! Если есть необходимость изобразить сначала солнечную, а затем пасмурную погоду, то это следует делать постепенно, чтобы зрителям это не бросалось в глаза.

Правило цветовой палитры

Каждый последующий кадр не должен сильно отличаться от предыдущего по цветовой палитре. В принципе, это правило является дополнением к предыдущему, которое касается освещения. Стыки кадров не должны сильно отличаться по цвету, а именно новые тона не должны занимать больше одной третьей части кадра. Уделяйте моменту света и цвета большое внимание.

Универсальная «перебивка»

Многие из вас, прочитав все вышеизложенного, будут утверждать, что соблюсти все эти нюансы просто невозможно в обычных, любительских условиях. В этом вы будете правы, ведь правил достаточно много. Кроме всего прочего, вашему вниманию были представлены основные, но далеко не все основные условия для выполнения грамотного монтажа и редактирования отснятого материала. Спешу вас заверить, что даже в условиях профессиональной съемки, операторам не всегда удается учесть все нюансы. Но существует, распространенное среди профессионалов, средство, которое позволяет сгладить все не очень удачные стыки кадров.

Так называемая «перебивка» — это недостающий элемент, который можно вклеить между двумя не очень подходящими кадрами. Их объединяет схожая обстановка, освещение.

Содержание такого кадра едва ли подходит к тем двум, которые по обе стороны от него, но оно должно хотя бы косвенно касаться их обоих. Такая хитрость позволяет «сгладить» переход между двумя кадрами и, при этом, сохранить смысл и внимание зрителя.

Чаще всего перебивка применяется при записи продолжительного монолога. Редактору может быть понадобиться сократить его речь, таким образом, монтажер вырезает часть его монолога, секунды за 2 до паузы рассказчика. Далее вставляется какой-либо кадр, например крупный план картины, которая весит за спиной персонажа. После чего снова на средний план выводится человек, а говорит он уже с того момента, с которого нужно редактору.

Это применяется чаще всего на телевидении, но и при осуществлении обычной любительской съемки стоит взять данную хитрость на вооружение. Есть заметное «но», обратите внимание. Слишком часто нельзя пользоваться перебивками, так как это будет бросаться в глаза, и говорить об отсутствии мастерства и грамотности монтажера. Напомню, что перед съемкой вы должны четко обозначить для себя собственную мысль, идею и задачи. Не стремитесь с первого раза сделать всё, ведь необходима практика. Новичкам стоит начать работу с чего-то незначительного, например, со съемки собственного животного. Попробуйте соблюсти изложенные правила и как можно более плавно упорядочить кадры. Предложите оценить вашу работу друзьям и близким.

Спецэффекты и фэйдеры

Фэйдер представляет собой функцию, которая позволяет выполнить вход в затемненную область и последующий выход из него. Эта функция неилучшим образом вписывается в начальный и завершающий кадры. Рассмотрите все возможные способы применения фэйдера и выберите наиболее подходящий для вашего видео.

Спецэффекты в наше время популярны как никогда. Все мы помним такие грандиозные шедевры как «Аватар» и «Начало» и многие другие. Поражает насколько реалистично можно изобразить апокалипсис или путешествие в иной мир и на другую планету. Конечно, подобные премудрости стоят огромных денег, но некоторые из самых простых доступны и обычным любителям, вроде нас. Существует целый ряд программ, которые находятся в свободном доступе, и позволяют применить к кадру определенный спецэффект.

В качестве заключения стоит сказать, что видеомонтаж – кропотливая работа, требующая усидчивости, терпения и, конечно же, творческого взгляда. Отличное видео едва ли получится с первого раза. Но это должно побудить в вас стремления всё больше практиковаться, и совершенствовать свои умения. Не стоит в начале практики ставить далекие цели, ведь мастерство придет постепенно. Главное правило видеомонтажа – это делать стыки между кадрами как можно более незаметными. Правила, изложенные в этой статье, являются основными, но не единственными.
Admin
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 480
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 52
Откуда : Гальбштадт

http://creative-master.moy.su

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения